БЛОГ СКАУТ-АКАДЕМИИ

«Академия управления проектами и инновациями»

Креативность - как ресурс управления возможностями

08_content.jpg

Креативность часто путают с творчеством. Безусловно, эти понятия тесно связаны, но все-таки это не одно и тоже.  Творчество – это процесс создания субъективных ценностей. Это больше про эмоции и их выражение любыми созидательными способами. Результаты творческой деятельности, в первую очередь, доставляют эмоциональное удовлетворение (от умиления детскими рисунками до наслаждения сложными музыкальными произведениями, художественными образами и  т.д.). Для творчества важным фактором является наличие природных способностей, но не обязательным, если относиться к творческому процессу, как возможности самовыражения, «отреагирования эмоций». При этом можно быть творческим человеком и даже «творческим работником», но не креативным.

Креативность в большей мере относится к определенным способностям мышления.  В целом, креативность - это набор способностей человека, которые помогают ему создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в традиционные схемы.

Как определяется креативность

Существует несколько важных критериев (признаков), определяющих креативное мышление:

· Беглость — способность продуцировать большое количество идей (примечательно, что за короткий отрезок времени)

· Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем

· Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи

· Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи (один из самых значимым критериев, обеспечивает результат воплощения идеи)

· Умение мыслить абстрактно — это способность оперировать понятиями и категориями, не существующими в реальном мире и умение «переводить» их на вербальный уровень, превращать в понятные слова.

· Сопротивление шаблонам — способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Последний из критериев, пожалуй, самый базовый, поскольку связан с осознанием собственных ограничений и влияет на развитие способностей мыслить креативно.  В отличие от природных талантов, креативное мышление – это способности, которые можно развивать в любом возрасте (лучше, конечно, с детства, но начинать никогда не поздно). Некоторые из техник, которые позволяют делать это успешно, мы рассмотрим ниже, но, прежде, важно остановиться на барьерах, которые мешают процессу креативного мышления.

Что мешает развитию креативности

Барьеры креативности – это условное название препятствий, искусственных ограничений, «внутренних ловушек», которые мы сами себе создаем и всю жизнь старательно укрепляем.

Один из таких «барьеров» - это стремление к определенности. Состояние неопределенности вызывает у человека дискомфорт, и он всегда стремится его ликвидировать. Как только «задача» становится определенной, как правило, находится понятное решение. Но в этом и заключается ловушка: слишком четкими формулировками и условиями, мы закрываем пути к решению задачи. Подобные вещи случаются сплошь и рядом, и главное неосознанно! А креативность как раз любит неопределенность. Неопределенность - это тот кислород, который позволяет креативному началу гореть ярче. Чем больше неопределенности, тем больше возможностей найти новое неожиданное, свежее решение, казалось бы, уже давно исследованной со всех сторон проблемы. Другими словами, как только мы выходим из привычной «зоны комфорта», у нас есть все шансы попасть в «зону чудес». 

Вторым значимым барьером является страх оценки другими людьми. В любом новом деле всегда есть риски, связанные с ошибками и неудачами. Поэтому большинство людей предпочитает идти к цели старыми проверенными способами, а не экспериментировать или искать новые возможности. Этот барьер увеличивается вдвое, если страх связан с оценкой значимых для нас людей (близкие, друзья, руководитель, значимые коллеги и т.д.)

Из этого препятствия автоматически вытекает следующее – это заниженная самооценка. Отсутствие доверия к самому себе также является препятствием на пути к развитию креативного мышления

К последнему «барьеру креативности» можно отнести все стереотипы, которые влияют на наше сознание. В полной мере сюда попадают как половые, возрастные, социальные стереотипы, так и устойчивые идеи, принципы, привычки и внутренние установки. «Гремучая смесь стереотипов» в голове каждого из нас влияет на процесс мышления и существенно ограничивает возможности поиска креативных идей и решений.

Постепенно избавиться от накопленного багажа ограничений и развивать способности мыслить креативно можно, как уже говорилось, в любом возрасте. Это потребует от вас осознанного контроля ваших внутренних процессов восприятия информации и мышления.

Самый простой  способ– это «смена привычек» (можно сказать «распривычивание» привычек). Хотя простой-то он условно, поскольку усилий потребуется достаточно, чтобы делать это постоянно.

Основной смысл в том, что вы ежедневно осознанно не просто вводите новые принципы, правила или привычки, а постепенно меняете существующие (не обязательно кардинально).

Как развивать креативность

Вот несколько простых способов как это можно делать и постоянно тренировать мозг и органы чувств:

- Смена рабочей руки.

Попробуйте делать привычные действия другой рукой (если вы правша – активно задействуйте левую руку, если левша – наоборот. Начните с процесса чистки зубов и постепенно пробуйте в других действиях).

- Новые запахи.

Приобретайте различные эфирные масла, духи и пр. Начинайте ваш день с новых ароматов (вдыхайте сразу после пробуждения и это позволит «разбудить» ваш мозг).

- Новое окружение.

Посещайте места, в которых никогда не были, выбирайте каждый раз новую дорогу. Новым место может быть даже продуктовый магазин в соседнем районе или парк, где вы никогда не были раньше. Новая дорога – это возможность постоянно быть во внимание и замечать много мелочей вокруг себя.

- Развитие тактильных ощущений

Научитесь определять наощупь монеты разного достоинства. Перемещайтесь по квартире закрытыми глазами, ориентируясь по «памяти тела».

- Меняйте стиль в одежде.

Добавляйте в свой гардероб новые, необычные для вас вещи. Это совсем не обязательно должно быть что-то «ультрамодное» или яркое. Главное условие – новые элементы, новый стиль. В зависимости от одежды человека меняются не только его ощущения, но и образ мыслей.

- Меняйте темп.

Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы привыкли все делать очень быстро, заставьте себя делать какие-то из действий медленнее. Это требует большой концентрации внимания и осознанности.

Это только часть возможных способов изменения привычек, находите для себя «свои» методы, которые будут продвигать вас на пути к развитию креативного мышления, а значит раскрытию новых возможностей, ваших потенциальных ресурсов, которые пока «спят».

О том, как устроен, собственно, сам креативный процесс поиска идей и решений (индивидуальный или в группе), а также техниках и методах, которые позволяют сделать этот процесс более эффективным читайте в нашей следующей статье «Механика креативного процесса».


Автор

Шилова Ирина

Бизнес-тренер, коуч, руководитель проекта «СКАУТ- Академия»

Эксперт направлений:

  • Личная эффективность
  • Персональный и командный коучинг
Задать вопрос

Комментарии:

Это нравится:0Да/0Нет
Серафима Орлова

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться!


Подписывайтесь на рассылку о наших ближайших мероприятиях

Много пользы, никакого спама